Вопросы оформления наследственных прав иностранных граждан являются наиболее сложными в практике работы нотариусов, ведущих наследственные дела. Кроме прочего, это объясняется отсутствием должного правового регулирования в данной сфере, т.е. отсутствием подзаконных нормативных правовых актов в этой области права, в том числе на уровне Минюста России. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется как правом страны, гражданином которой является иностранец, так и законодательством Российской Федерации, прежде всего Конституцией России, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции России). Статья 2 Гражданского кодекса РФ специально закрепляет положение о том, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с российским законодательством иностранные граждане могут иметь на праве собственности имущество и соответственно могут его завещать и наследовать на равных основаниях с гражданами Российской Федерации. В отношении наследования иностранцами в России никаких ограничений не установлено; им предоставляется право наследования независимо от того, проживают они в России или нет.
Предоставляя иностранным гражданам право наследования, российское законодательство никогда не предусматривало условия о взаимности.
И хотя ст. 1232 Гражданского кодекса РФ (как и ранее действовавшая ст. 162 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик) предусматривает возможность установления Правительством РФ ответных ограничений (реторсий) в отношении прав граждан государств, в которых имеются специальные ограничения прав российских граждан и юридических лиц, представляется, что эти ограничения не должны применяться к отношениям в области наследования и носят декларативный характер, поскольку нельзя признать справедливым ущемление прав частных лиц за действия государства.
Вместе с тем имеются прямые законодательные ограничения в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства), установленные российским законодательством. Например, иностранцы не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации (ст. 15 Земельного кодекса РФ). Поэтому, если в результате наследования наследником будет являться иностранный гражданин или лицо без гражданства, соответствующие земельные участки подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности.
Те же последствия возникают для иностранных граждан и лиц без гражданства при наследовании ими земельных участков сельскохозяйственного назначения (ст. 5 и И Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Гражданский кодекс РФ (раздел VI «Международное частное право») предусматривает, что применимое национальное право определяется в соответствии с международными конвенциями, в которых участвует Российская Федерация, а также в соответствии с двухсторонними соглашениями о правовой помощи, заключенными Российской Федерацией с рядом иностранных государств.
В тех случаях, когда такие международные договоры Россией с соответствующими странами не заключены, применяются нормы законов, и прежде всего Гражданского кодекса РФ. В этом случае если не удается установить применимое право, то последнее устанавливается по обычаям делового оборота, признаваемым в России (ст. 1186 ГК РФ).
Международные договоры признаются не только полноправными источниками российского права, но им отдается приоритет. Положения международных договоров и конвенций, участницей которых является Россия, были восприняты при разработке раздела VI ГК РФ «Международное частное право».
В международном частном праве при регулировании отношений с участием граждан часто встречаются ссылки на закон гражданства лица, закон места жительства лица. Эти ссылки нашли отражение в нашем законодательстве.
Теперь в ГК РФ впервые четко определен так называемый личный закон физического лица. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.
Встречаются ситуации, когда лицо имеет два гражданства (России и другой страны), а порой и несколько гражданств. В этих случаях приходится решать вопрос о том, какой закон применять к правоотношениям с участием этого гражданина. Согласно ст. 1195 ГК РФ, если у человека несколько гражданств и одно из них российское, то применяться будет российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право.
Гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом (ст. 1197 ГК РФ).
По общему правилу отношения по наследованию определяются по праву той страны, где наследодатель имел последнее место жительства (ст. 1224 ГК РФ). Понятие места жительства лица дается в ст. 20 ГК РФ, согласно которой местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Следующий вид коллизионной привязки — это закон места нахождения имущества.
Двухсторонняя коллизионная норма в отношении недвижимого имущества указывает на пределы применения как российского, так и иностранного права. Статья 1224 ГК РФ предусматривает, что наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в России — по российскому праву.
По российскому законодательству способность лица к составлению и отмене завещания, в том числе в отношении недвижимого имущества, а также форма завещания или акта о его отмене определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или указанного акта. Вместе с тем учитывается и закон места заключения сделки. Завещание и акт его отмены не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям законодательства места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права.
Действующее российское законодательство специально предусматривает возможность принятия наследства через представителя (ст. 1153 ГК РФ). Подобной нормы в ГК РСФСР 1964 г. не существовало. Такой порядок очень благоприятен для принятия наследства наследником-иностранцем, поскольку он в большинстве случаев проживает вне пределов России.
Следует отметить, что почти все договоры о правовой помощи и консульские конвенции устанавливают специальные правомочия дипломатического или консульского представительства на территории одной из договаривающихся сторон по вопросам наследования. Дипломатический или консульский представитель имеет право представлять интересы граждан перед органами другой договаривающейся стороны без представления на это доверенности, если эти граждане не проживают на ее территории и не назначили уполномоченного.
В России действует шестимесячный срок принятия наследства со дня смерти наследодателя. В судебной практике срок для принятия наследства иностранцами продлевается по тем же основаниям, что и для российских граждан (например, если наследник не знал об открытии наследства или пропустил срок по другим уважительным причинам), а не в силу постоянного проживания наследника за границей или самого факта иностранного гражданства наследника.
Специальные постановления об исчислении срока для принятия наследства содержатся в договорах о правовой помощи с Болгарией (п. 4 ст. 39 договора), Венгрией (п. 3 ст. 44 договора) и Польшей (п. 3 ст. 46 договора). Как предусматривается в этих договорах, в тех случаях, когда наследодатели являлись гражданами соответствующих договаривающихся государств и умерли на территории другого государства, срок для принятия наследства будет исчисляться со дня уведомления дипломатического или консульского представителя о смерти наследодателя.
Существенными являются положения международных договоров и конвенций о незамедлительном уведомлении другой договаривающейся стороны, гражданином которой являлся умерший, о смерти наследодателя и доведении до сведения дипломатического или консульского представительства всех данных, которые известны в отношении наследников, отказополучателей, о составе и размере наследства, о наличии или отсутствии завещания, о том, какие меры приняты по охране наследства, и других сведений.
Аналогичные положения предусмотрены двухсторонними договорами о правовой помощи (например, договор России с Молдовой (ст. 46), Эстонией (ст. 46), Латвией (ст. 46), Литвой (ст. 46), Болгарией (ст. 36), Египтом (ст. 33), КНДР (ст. 40), Польшей (ст. 46) и т.д.).
Большое практическое значение имеет определение того, в компетенцию органов какой страны входит производство по делам о наследовании. Обычно в договорах о правовой помощи предусматривается, что производство дел о наследовании недвижимого имущества ведут учреждения юстиции страны, на территории которой находится недвижимость. В отношении движимого имущества возможны два варианта.
Ряд договоров о правовой помощи и правовых отношениях предусматривает, что производство по делам о наследовании движимого имущества компетентны вести учреждения юстиции договаривающейся стороны, на территории которой наследода тель имел последнее место жительства. Такой порядок установлен в договорах России с Чешской и Словацкой республиками (ст. 43), Литвой (ст. 45), Латвией (ст. 45), Эстонией (ст. 45), Молдовой (ст. 45), Египтом (ст. 32), а также в соответствии с Минской Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях стран СНГ (ст. 48).
Иные международные договоры предусматривают, что производство по делам о наследовании движимого имущества ведут учреждения юстиции страны, гражданином которой был наследодатель в момент смерти. Подобная норма закреплена в договорах России с Вьетнамом (ст. 38), Венгрией (ст. 40), КНДР (ст. 39), Болгарией (ст. 35), Польшей (ст. 45).
Вместе с тем в большинстве указанных договоров содержится оговорка: если все движимое наследственное имущество находится на территории договаривающейся стороны, где наследодатель не имел последнего места жительства или гражданином которой он не был, то по заявлению наследника или отказополучателя при согласии всех наследников производство по делу о наследовании ведут учреждения этой договаривающейся стороны.
Происходящие в России социально-экономические процессы обусловливают постоянный рост числа наследственных дел с участием иностранцев. Именно поэтому правовое регулирование в этой области права нуждается в совершенствовании, в связи с чем хотелось бы выразить надежду, что Министерство юстиции Российской Федерации наконец издаст соответствующие методические рекомендации. Это, безусловно, будет способствовать правильному применению законодательства и облегчит работу нотариусов.
опубликовано в журнале "Нотариус" № 4, 2005 г.
скачать статью